Мониторинги

ПОСТСОВЕТСКАЯ ЕВРАЗИЯ: ВЗГЛЯД С ВОСТОКА (29.08.2022 - 11.09.2022)
Владимир Нежданов, магистр международных отношений
Пресса и аналитические центры стран Азии продолжили наблюдать за противостоянием России и Запада и конфликтом на Украине. Другими темами стали развитие сотрудничества Москвы с Нью-Дели, Пекином и Тегераном, а также особенности взаимодействия стран Востока с государствами Центральной Азии.
Россия и Запад: взгляд с Востока
Издание «Хуаньцю шибао» опубликовало статью Дун Ифаня, научного сотрудника Европейского института Китайской академии современных международных отношений, по мнению которого европейский энергетический кризис, вызванный антироссийской политикой, хотя и принес много бед европейской экономике, пока не привел к финансовому или долговому кризису.
ЕС и еврозоне удалось сохранить рост в первые два квартала 2022 года и пока неизвестно, впадет ли европейская экономика в рецессию из-за российско-украинского конфликта.
Информационное агентство «Синьхуа» полагает, что противоречия России и Европы вокруг поставок энергоресурсов будут только накаляться.
Издание «Хуаньцю шибао» отметило, что конфликт на Украине стал предупреждением для всех малых стран: не следует втягиваться в противостояние великих держав.
Исследовательский центр «Observer Research Foundation» (ORF) опубликовал исследование С. Бага, научного сотрудника «ORF», который обратил внимание, что все страны БРИКС включились в политику дедолларизации, инициированную Россией и КНР.
Резервная валюта стран БРИКС, созданная на основе национальных валют, может выступить альтернативой Специальным правам заимствования (СПЗ/СДР), используемым Международным валютным фондом.
Россия выступает за использование механизмов БРИКС для продвижения дедолларизации, исходя из собственных геополитических интересов. КНР, Бразилия и ЮАР также заинтересованы в формировании альтернативной Западу финансовой системы на фоне роста международной напряженности.
Издание «Asia Times» уверено, что Россия способна бросить вызов Западу не только в Европе, но и в Индо-Тихоокеанском регионе. В частности, речь идет о возможности военного вмешательства России в ситуацию вокруг Тайваня.
Аналитический портал «Гуаньча» опубликовал статью Тянь Фэйлуна, доцента Института перспективных исследований и Школы права Пекинского университета аэронавтики и астронавтики, по мнению которого урегулирование украинского конфликта возможно только после примирения Москвы и Вашингтона.
По мнению автора, мир на Украине будет восстановлен, когда Москва и Вашингтон достигнут взаимного истощения.
Итогом противостояния станет ослабление как США и стран ЕС, так и России, что откроет путь для укрепления позиций стран Востока и построения многополярного мира.
Издание «The Hindustan Times» указало, что премьер-министр Индии Н. Моди продолжает настаивать на необходимости найти решение украинского кризиса дипломатическими средствами.
Москва и Нью-Дели: развивающееся партнерство
Издание «The Indian Express» опубликовало интервью с послом России в Индии Д. Алиповым, в котором российский дипломат указал на рост интереса Москвы и Нью-Дели к диверсификации торговых связей.
Объем российско-индийской торговли за первые шесть месяцев 2022 года составил 11,1 млрд долларов, тогда как за весь 2021 год товарооборот достиг лишь 13 млрд долларов.
Россия и Индия совершают порядка 40% торговых сделок в национальных валютах.
Издание «India Today» обратило внимание на то, что Конгресс США ищет возможности «подкупа» Индии для подрыва ее торгово-экономических связей с Россией.
Хотя администрация Дж. Байдена демонстрирует готовность мириться с нейтралитетом Индии, существуют риски, что Вашингтон попытается перетянуть Нью-Дели на сторону Запада.
Антироссийские санкции Запада привели к перестраиванию глобального энергетического рынка. Уже в мае Россия стала вторым по величине поставщиком нефти в Индию, хотя ранее была слабо представлена на этом рынке.
Исследовательский центр «Observer Research Foundation» (ORF) опубликовал статью А. Бхана, научного сотрудника «ORF», изучившего перспективы сотрудничества России и Индии в сфере разработки и производства гиперзвукового оружия.
Индия заинтересована в разработке нового поколения крылатых ракет «BrahMos», которые должны обладать характеристиками гиперзвукового оружия.
Ракеты «BrahMos-II» получат характеристики, схожие с российской гиперзуковой ракетой «Циркон». Испытания новых ракет состоятся уже через 5-6 лет. Ракеты «BrahMos-II» будут предназначены исключительно для нужд России и Индии.
Издание «Хуаньцю шибао» отметило, что США встревожены участием Индии в совместных военных учениях с Россией.
Издание «The Hindu» отметило, что участие Индии в учениях «Восток-2022» выступает сообщением как для США и ЕС, так и для России и КНР, подчеркивая автономный и самостоятельный характер политики Нью-Дели.
Издание «South China Morning Post» полагает, что Индия постепенно отказывается от нейтралитета в конфликте Москвы и Киева, занимая пророссийскую позицию.
Активизация торгово-экономических отношений России и Индии и развитие политического диалога – не нейтральная, а «тихая» пророссийская позиция Нью-Дели.
Импорт нефти из России составляет почти 20% от общего объема индийских закупок. В июне объем российских поставок увеличился на 15,5% по сравнению с маем, тогда как закупки у Ирака и Саудовской Аравии, упали на 10,5% и 13,5% соответственно. Кроме того, вооруженные силы Индии по-прежнему используют преимущественно оружие российского производства.
Позиция Индии объясняется несколькими факторами: стремлением сохранить стратегическую автономию в глобальной политике, а также страхом перед гипотетическим вооруженным конфликтом на два фронта с передовым в техническом плане Китаем и ядерным Пакистаном.
Издание «EastMojo» отметило, что Индия стремится к укреплению взаимоотношений с Россией в Арктическом регионе, а также нацелена на развитие взаимодействия в энергетической сфере.
Издание «UrduPoint» подчеркнуло, что эскалация противоречий США и КНР, а также сохраняющаяся напряженность между Пекином и Нью-Дели не скажутся на взаимоотношениях России и Индии.
Москва-Пекин: продолжающееся сближение
Издание «JB Press» отметило, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) приняла участие в учениях «Восток-2022».
Издание полагает, что китайские войска, участвуя в маневрах, отрабатывают «прикрытие» российского Дальнего Востока, в связи с переброской российских войск на запад.
Издание «Хуаньцю шибао» сообщило, что Запад пристально следит за участниками учений «Восток - 2022», особенно за Китаем, который впервые отправил на них одновременно сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы.
Издание указывало, что на фоне проведение учений страны Запада активизировали информационную кампанию по дискредитации партнерства России и КНР.
Гонконгское издание «Asia Times» считает, что визит спикера Палаты представителей США Н. Пелоси на Тайвань дал толчок российско-китайскому военному сотрудничеству.
США не в силах участвовать в противостоянии «на два фронта»: на Украине и Тайване. Сдержанная реакция Вашингтона на действия Китая вокруг Тайваня после визита Н. Пелоси указывает на неспособность Вашингтона одновременно противостоять Москве и Пекину.
В случае сохранения напряженности вокруг Тайваня Китай может решить, что ему следует увеличить военную поддержку России, что приведет к кардинальному изменению баланса сил в Восточной Европе.
Издание «Хуаньцю шибао» рассказывало об участии представителей КНР в мероприятиях VII-го Восточного экономического форума.
В рамках ВЭФ было высказано предложение о создании зоны свободной торговли на пограничном острове в провинции Хэйлунцзян на северо-востоке Китая, который связывает Россию и КНР.
Китай продолжает укреплять свои экономические позиции на российском Дальнем Востоке, по словам генерального консула КНР во Владивостоке Пяо Янфаня, товарооборот между российскими дальневосточными регионами и КНР достиг 13,9 млрд долларов в 2021 году, что на 28% больше, чем в 2020 году.
Порядка 60-70% китайского импорта из России приходятся на природный газ, нефть, сырье, уголь, электроэнергию и зерно.
Наконец, «Хуаньцю шибао» обратило внимание, что в рамках ВЭФ представители китайской делегации высказались за расширение российско-китайского сотрудничества в Арктике. В частности, Пекин заинтересован в развитии трансарктических транспортно-логистических маршрутов, создании инфраструктуры и участии в энергетических проектах.
Иран и Россия: сотрудничество под санкциями
Издание «Iran International» отметило, что Москва и Тегеран работают над соглашением о стратегическом сотрудничестве. Однако, несмотря на сближение, товарооборот Москвы и Тегерана составляет лишь порядка 4 млрд долларов.
Существуют планы создания российско-иранской зоны свободной торговли, кроме того, стороны ведут переговоры с Баку о создании торгового коридора. Еще один проект связан с присоединением Ирана к российской платежной системе «МИР».
Крупнейшим достижением Москвы может стать соглашение с Тегераном по совместному развитию сферы ядерной энергетики.
Иран также планирует импортировать природный газ из России, чтобы компенсировать внутренний дефицит и нарастить поставки энергоресурсов в Ирак, выйти на рынок Пакистана.
Издание «The Jerusalem Post» подчеркнуло, что Россия и Иран укрепляют отношения в свете западных санкций.
В Тегеране считают, что Россия и Иран имеют много пересекающихся интересов. В пользу такого мнения выступает недавний визит В. Путина в Иран, начало переговоров Москвы и Тегерана по вопросу приобретения беспилотных летательных аппаратов, а также пересекающиеся интересы в Сирии.
Учитывая особенности международного положения России, издание предполагает, что укрепление российско-иранского сотрудничества наиболее вероятно в оборонной сфере.
Россия – АСЕАН: новые грани сотрудничества
Издание «Nikkei Asia Review» рассказало, что страны Юго-Восточной Азии укрепляют экономические связи с Россией с целью сдерживания инфляции и стимулирования экономического восстановления после «коронакризиса».
Россия и страны АСЕАН активизируют взаимодействие от развития контактов в туристической сфере до стимулирования торговых отношений.
Таиланд нацелен на увеличение туристического потока из России. Москва и Бангкок договорились увеличить объем взаимной торговли до 10 млрд долларов к концу 2023 года. Россия и Вьетнам провели переговоры о расширении экспорта пшеницы. Россия намерена отправить пробную партию пшеницы во Вьетнам уже в сентябре.
Издание «Vietnam+» подчеркивало, что Вьетнам продолжит последовательно поддерживать укрепление стратегического партнерства Россия – АСЕАН. Ханой уверен, что Россия и АСЕАН должны изучить вопрос о расширении обмена информацией между правоохранительными органами и создать механизм координации отношений в борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью.
Центральная Азия: диалог со странами Востока
Издание «The Print» отметило, что политика Индии направлена на восстановление исторических связей с государствами Центральной Азии.
Индия пытается компенсировать потерянное в 1990-х - 2000-х годах время, когда Нью-Дели уделял незначительное внимание Центральной Азии.
Издание «Asia Times» обратило внимание, что Турция и Европейский союз видят Азербайджан в качестве плацдарма для расширения транспортно-логистических связей с Центральноазиатским регионом.
Издание обратило внимание на недавно опубликованное «Видение тюркского мира - 2040» (Turkic World Vision - 2040), в котором сделан акцент на форсированном развитии всестороннего сотрудничества стран тюркского мира.
Инициативы развития диалога со странами Центральной Азии со стороны Турции и ЕС могут составить конкуренцию позициям России и КНР в регионе.
КНР может использовать текущее положение России, столкнувшейся с санкционным давлением Запада, для укрепления позиций в Центральной Азии. Визит министра иностранных дел КНР в Центральную Азию в июле 2022 года продемонстрировал растущее влияние Пекина в регионе.